В общей сложности, мировым
компаниям-производителям автомобилей поставку комплектующих осуществляют 20
предприятий, работающих в Украине. В ближайшее время появится еще несколько
заводов международных производителей, выпускающих оборудование для
автомобильных гигантов.
Украина
стала привлекательной площадкой для производителей автомобильных комплектующих.
Низкие зарплаты и близость к автопроизводителям Европы – хорошие аргументы для
инвесторов, даже с учетом вооруженного конфликта с Россией. «Главкому» удалось
насчитать около 20 предприятий, которые уже работают на мировой автопром. И в
ближайшие несколько лет должны появиться еще несколько заводов международных
производителей.
В
основном украинским рабочим доверяют производство наиболее простой продукции –
автомобильных чехлов, проводки и тому подобного. Однако производят в Украине и более сложные комплектующие. Например, электронику, элементы
двигателей, системы климат-контроля и обогрева.
Видео: завод "Точприлад" (Мукачево)
Львиная
доля предприятий принадлежит иностранцам – в основном немцам и японцам. Но
встречаются и отечественные компании, которым удалось наладить контакты с
автозаводами Европы.
Географические
особенности
Международные
компании, запускающие в Украине производство автомобильных комплектующих, редко
заходят дальше Прикарпатья. Их любимый ареал обитания – Львовская,
Ивано-Франковская и Закарпатская области. Самый восточный город, в котором
удалось найти предприятие с иностранными инвестициями, - Переяслав-Хмельницкий
в Киевской области.
Пытаются
держаться западнее и украинские компании. Хотя встречаются производители и с
левого берега Днепра. Например, завод из Конотопа Сумской области.
В
основном география производства объясняется желанием быть поближе к заказчикам
в Европе. Хотя есть и такие компании, которые выбирали место для строительства
завода, исходя из экономических особенностей – некоторые заводы построены в
населенных пунктах, где вначале 2000-х действовали, так называемые, свободные
экономические зоны.
Кабельный
хаб
Украина
– излюбленное место для производителей бортовых кабельных сетей для
автомобилей. На подобных предприятиях уже работают десятки тысяч
украинцев. На одном только заводе немецкой компании «Кромберг энд Шуберт» в
Луцке трудоустроено около 5 500 человек.
Фото завода «Кромберг энд Шуберт» в Украине
Помимо
«Кромберга» проводку и всякие коннекторы в Украине выпускают такие иностранные
компании, как Leoni, Sumitomo Electric Bordnetze, Tyco Electronics, Forschner и
SEWS.
Есть
среди производителей автомобильных кабелей для иномарок и украинские компании –
например производственное объединение «Карпаты». Предприятие, в отличие от
большинства украинских заводов, работающих на мировых автогигантов, -
принадлежит государству. Мало того, оно входит в структуру отечественного
холдинга, отвечающего за оборонную промышленность, - «Укроборонпром». Так что
можно сказать, что украинская оборонка работает на такие концерны, как
Volkswagen и Daimler, которые покупают карпатские кабели.
Хотя,
справедливости ради, стоит отметить, что сегодня «Карпаты» к оборонной промышленности
никакого отношения не имеют. Предприятие пытается осваивать новые рынки. И
сотрудничество с мировыми производителями автомобилей стало одним из достижений
ивано-франковских специалистов.
Украинский
бизнес в Европе
Еще
один украинский производитель, вышедший на европейский рынок, - мукачевский
завод «Точприлад». Помимо автомобильной проводки компания выпускает динамики,
которые устанавливаются многими мировыми производителями автомобилей. Например,
акустику, которую выпускают в Мукачево, можно встретить на таких автомобилях,
как Land Rover и BMW.
Фото: украинские
динамики на BMW производства "Точприлад" (Мукачево)
Удалось
закрепиться на европейском рынке и днепропетровскому производителю
аккумуляторов «Иста». В 2007 году компания поставила первые аккумуляторы международному
концерну Renault-Nissan. Позднее, в 2011 году, «Иста» прошла аудит
франко-японского альянса и начала поставки на конвейеры других европейских
производителей техники.
Поставляют
украинские предприятия и комплектующие для европейских двигателей. Например, на
сайте «Мотордеталь-Конотоп» указано, что завод был признан лучшим поставщиком
2014 года компанией Rolls-Royce Power Systems.
«Мотордеталь»
также сотрудничает с такими именитыми производителями автомобилей, как Iveco,
Mercedes-Benz, Man, Volvo, Renault и Scania.
Подогрев
для Ferrari и Porsche
В
небольшом городке Виноградов Закарпатской области разместился завод немецкой
W.E.T. Automotive Systems. Компания мало известна в широких кругах. Однако ее
комплектующие можно встретить практически в любых автомобилях – от элитных
итальянских спорткаров до бюджетных российских ВАЗов.
Завод "W.E.T. Automotive Systems" в Украине
В
Украине компания производит электронные системы подогрева сидений для
престижных марок легковых автомобилей известных мировых брендов. В числе
заказчиков украинского предприятия – BMW, Porsche, Mercedes и Ferrari.
Есть
в Украине и партнеры еще одного премиального бренда – Audi. В Львовской
области для люксовой марки группы Volkswagen шьет автомобильные чехлы
предприятие, принадлежащее немецкой компании Bader Automotive. А стартерами
немецкой компании Bosch, собранными в Краковце, комплектуются автомобили многих
мировых производителей.
Собирают
в Украине для дорогих авто и электронику – в Киевской области украинский завод
немецкой компании Kostal выпускает рулевые колонки и прочие переключатели.
Новые
предприятия
В
ближайшие несколько лет в Украине появится еще несколько предприятий, которые
будут трудиться на благо мирового автопрома. В частности, на днях Делегация
немецкой экономики в Украине обнародовала планы «по расширению присутствия
немецкого автомобильного бизнеса в Западной Украине». Немецкие поставщики
деталей для автомобильной промышленности планируют создать до 10 000 новых
рабочих мест.
Какие
именно заводы и где будут открыты, немцы не признаются. Однако удалось
выяснить, что речь, прежде всего, идет о предприятиях двух компаний – Leoni и
Bader. Последнее должно запуститься в Львовской области уже во II квартале 2016
года. Так же, как и действующий актив Bader в Украине, предприятие будет шить
автомобильные чехлы.
Фото: завод "Точприлад" в Мукачево (Закарпатская область)
Со
вторым заводом Leoni в Украине, который будет выпускать автомобильный кабель,
определенности пока меньше. В компании свои планы не комментируют. По имеющейся информации, начало реализации проекта намечено на май 2016 года.
Сейчас компания активно ищет подрядчиков для его реализации. Правда, Leoni пока
не определилась с земельным участком, на котором будет построен завод. Хотя
местные власти уже предложили компании на выбор две площадки.
Сам
завод должен запуститься через несколько лет. Расположен он будет в городе
Сокаль (Львовская область). Предположительно, на нем будет работать до 5 000
человек.
Виталий Ермаков
"Главком"